Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева

Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева

Интерпретация феномена страха в историко-философской традиции……………………………………………….. Этическая интерпретация проблемы страха… Традиция определения страха в качестве базового понятия, известна с древних времен. Проблема страха, многообразно варьируясь, во все века представляла собой одно из средоточий философских исканий человечества. Каждый человек, живущий в нашем обществе, может понять на собственном опыте и из наблюдений за живущими рядом с ним людьми, что страх и тревога в середине двадцатого столетия стали всепроникающими и глубинными явлениями. Однако проблема страха разрабатывалась преимущественно в парадигме психологии, а этический аспект данной проблемы практически не затрагивался.

Идеология страха. Без Бердяева

В это время наблюдается бурный рост философских обществ, кружков, издательств. Происходит сближение философии с русской культурой и прежде всего с литературой. Из многочисленных представителей этого периода отметим прежде всего В. Николай Александрович Бердяев — — один из виднейших представителей русской религиозной философии.

Однако наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании. Поэтому естественно, что в центре его творчества находится проблема человека, философская антропология, которая выделяет проблему свободы человека как одну из основных проблем философии.

К концу книги года о новом религиозном сознании Бердяев, надеясь на Когда церковь сумеет без страха принять богатство жизни, она автору развивать имеющийся у него талант уточнения философских понятий. Резче .

В этом смысле С. В качестве достояния сознания, С. В систематической философии Г. Гегеля сущее открывается посредством введения понятия"развитие", характеризующего деятельность Абсолюта и являющегося как развивающееся нечто, самодвижение которого представляет собой объективное основание С. Свобода, раскрывающая истину, противоположна С. В пространстве самого Единого С. В экзистенциальной философии М. Хайдеггера условием раскрытия сущего как такового выступает Ничто, которое имеется в наличии, давая о себе знать в настроении Ужаса.

приобретает статус фундаментальной категории философского знания, выражающей специфическое отношение, которое возникает между сущим и человеческим существом. Когда сущее в целом ускользает и надвигается прямое Ничто, перед его лицом умолкает всякое говорение с его"есть". Однако именно безъязыкость Ничто"взывает" нарушить гнетущую тишину, претворив энергию Ужаса в речь. И первое суждение о сущем возникает в напряженном пространстве С.

Так, известный догмат о сотворении мира из ничего на самом деле не уводит в область богословия, но возвращает к исходному допсихологическому опыту"присутствия". В философском осмыслении религии, понятой как человеческое стремление к сохранению непосредственной связи с безусловным средоточием всего существующего, сущее полагается в Абсолюте, который мыслится как единая основа и первоначало существующего.

Бердяев писал, что страх с древ-них времен есть основной человеческий аффект, который движет историей. Страх и запугивание — это педагогика для человеческой массы и внешнего употребления среднего человека. Страх смерти превратил первого прачеловека в и в . Если исчезнет страх, то человек погибнет, так как не сможет адаптироваться к изменениям среды окружения. Страх защищает человека, он как инстинкт дан природой для самосохранения. Однако эмоциональный человек плохо приспособлен к естественному отбору, при котором выживает сильнейший.

Николай Александрович Бердяев (—) происходил из знатного способна освободить человека от гнетущего ощущения страха и тоски: которое Бердяев характеризовал немецким понятием"Ungrund", взятым из.

Бердяев, Николай Александрович - русский философ-идеалист. В первой половине х годов примыкал к марксистам, затем перешел, по его собственным словам,"от марксистской лже-соборности, от декадентско-романтического индивидуализма к соборности мистического неохристианства". Бердяев был одним из участников"Проблем идеализма" и сборника"Вехи". Издавал в Париже журнал"Путь", именовавший себя"органом русской религиозной мысли". Позднее отошел от марксизма и вместе с С. Его философия обычно именуется как христианский экзистенциализм или персонализм.

Бердяев имел репутацию философа свободы, которую он считал предварительным условием всякого существования. Учился в Киевском университете на физико-математическом и юридическом факультетах , откуда в исключен за участие в студенческих беспорядках.

Философия Бердяева

Предыдущая 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17Следующая Николай Александрович Бердяев родился в Киеве в семье высшей военной аристократии, учился в кадетском корпусе, затем на естественно-научном и юридическом факультетах Киевского университета. Однако закончить университет ему так и не удалось: Здесь в ссылке Бедяев постепенно разочаровывается в марксизме и его мысль начинает двигаться в направлении идеализма.

В начале х гг. Бердяев живет в Петербурге, является активным участником всех философских собраний столицы - заседаний религиозно-философского общества во главе с Д.

Но свобода не есть отрицательное предельное понятие, лишь указующее Исключительно трансцендентный взгляд на зло порождает рабский страх.

Понятие мира в философском учении Бердяева Н. Философское мировоззрение Николая Александровича Бердяева выходит за пределы как метафизики всеединства, так и спекулятивных построений на почве идеологических игр. Центральное место в ней занимает учение о свободе человека, которая разворачивается как историческая драма борьбы природного и духовного начал в человеке и его истории. Человек есть загадка не как животное и не как существо социальное, не как часть природы и общества, а как личность.

Весь мир - ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственным лицом человека, с единственной его судьбой. Для обоснования своих философских построений, Бердяев обращается к христианскому вероучению, видя в нем метафизическое выражение подлинной теогонии мира, тайну которой он стремится разгадать и представить в своем варианте философии христианского экзистенциализма с выходом на учение о судьбе человека и смысле истории.

Центральная тема философских размышлений Н. Бердяева - тема человека, свободы личности и творчества. Остро переживая бытие человека в мире, Бердяев считал, что для человеческого существования характерно, прежде всего, чувство одиночества:

Философия Бердяева

Бердяева Николай Александрович Бердяев — — наиболее крупный представитель русской идеалистической философии ХХ в. Противоположность между духом и природой, по Бердяеву, является главной. Дух — это субъект, творчество, природа — неподвижность и пассивная длительность, объект. Главным элементом в этом противопоставлении выступает субъект, вплоть до того, что, по мнению Бердяева, объективный мир не существует сам по себе, но зависит от воли субъекта, является результатом экстериоризации его личного состояния: Это не означает того, что Бердяев был солипсистом, утверждал, что окружающий мир — это лишь комплекс элементов, созданных воображением субъекта.

Природа, в которой царствует необходимость и подавляется свобода, где личное, особенное поглощено всеобщим, была порождена злом, грехом.

Николай Александрович Бердяев (6/), . понятием предсотворенности свободы и кончая непониманием сути.

Бердяеву было чуждо любое проявление патетизма, особенно выраженного патетизма чувств. Бердяев никогда ничего специально не добивался, не ждал никаких преимуществ, которые мог бы ему дать внешний мир, и всегда удивлялся, если эти преимущества получал. Он никогда не осуждал людей, проявлял по отношению к ним большую личную терпимость, которая, по его словам, соединялась с нетерпимостью: И он чувствовал, а точнее, его беспокоило сознание того, что развития внутреннего мира недостаточно — необходимо какое-то действие вовне.

Вместе с тем философа не покидало, сознание трагической неудачи любого действия вовне: Бердяев никогда не надеялся быть до конца понятым людьми и, даже размышляя о собственном одиночестве, подозревал, что и здесь оценка их будет далека от истины: Моя жизнь не протекала в одиночестве, и многими достижениями моей жизни я обязан не себе. Но этим не разрешалась моя метафизическая тема одиночества. Внутренний трагизм моей жизни я никогда не мог и не хотел выразить.

Естественным продолжением, а точнее, следствием темы одиночества является тема тоски. Тоска сопровождала Бердяева на протяжении всей жизни, достигая в различные периоды большей или меньшей остроты и напряженности. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с трансцендентным, бездну между мной и трансцендентным. Но она говорит об одиночестве перед лицом трансцендентного.

Это есть до последней остроты доведенный конфликт между моей жизнью в этом мире и трансцендентным.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович

В основе этой этики лежит религиозный страх. Боязнь нарушить запрет и стать нечистым составляет этику на ранних этапах человеческого развития, которая потом трансформируется в более утонченные формы, по сути оставаясь все той же. Закон по своей природе всегда запугивает.

Кьеркегор С. Понятие страха // Кьеркегор Сёрен. Страх и трепет. В.К) же космический» (Бердяев Николай. Экзистенциальная диалектика.

Но человек стремится также к освобождению. Ошибочно было бы думать, что средний человек любит свободу. Ещё более ошибочно думать, что свобода легкая вещь. Оставаться в рабстве легче. Любовь к свободе, стремление к освобождению есть показатель уже некоторой высоты человека, свидетельствует о том, что человек внутренне уже перестает быть рабом.

В человеке есть духовное начало, независимое от мира и не детерминированное миром. Освобождение человека есть требование не природы, разума или общества, как часто думают, а духа. Человек не только дух, он сложного состава, он также и животное, также и явление материального мира, но человек также и дух. Дух есть свобода, и свобода есть победа духа. Но ошибочно было бы думать, что рабство человека происходит всегда от власти животно-материальной стороны человека.

В самой духовной стороне человека могут быть тяжелые заболевания, может быть раздвоение, может быть экстериоризация и самоотчуждение духа, может быть утеря свободы, может быть пленение духа. В этом вся сложность проблемы свободы и рабства человека. Дух экстериоризируется, выбрасывается вовне и действует на человека, как необходимость, и он возвращается к себе, внутрь, то есть к свободе. Одну сторону этого процесса духа понимал Гегель, но не все понимал, не понимал, может быть самого главного.

О свободе и рабстве человека, Опыт персоналистической философии

Наиболее яркие"лики свободы" были созданы Н. Основной целью своей философии Н. Бердяев сделал поиск путей от рабства к свободе. Для Бердяева свобода человека самоочевидна и априорна.

Бердяев H.A. Эрос и личность: Философия пола и любим. . он делает вывод о наличии у Бердяева страха и чувства вины, связанных с .. Любая категория, любое понятие у Бердяева - свобода, время, любовь.

Заказать работу Экзиистенциально-персоналистическая философия Н. Бердяева — нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с поисками глубинных основ человеческого существования и смысла истории. Его взгляды находятся в русле четко обозначившейся в западноевропейской философии устремленности к постижению внутреннего духовного опыта человека, которая особенно проявилась в таких философских направлениях, как персонализм, экзистенциализм и др.

Бердяеву присуща не сухая и отстраненная, а глубоко личностная, отмеченная парадоксальностью манера философствования, что придает стилю его произведений большую эмоциональность и выразительность. Жизненный путь и этапы творчества Н. Бердяев родился в Киеве в дворянско-аристократической семье. Учился в кадетском корпусе. Владимира на естественный факультет, через год перевелся на юридический. В нем рано пробудился интерес к философским проблемам.

В четырнадцать лет он читал труды Шопенгауэра, Канта и Гегеля. Острое переживание одиночества, тоска по трансцендентному как миру иному, неприятие несправедливости и ущемления свободы личности порождали в нем постоянные борения духа, бунтарство, конфликт с окружающей средой. Неудивительно, что уже в ранней юности Бердяев порвал с традиционным патриархально-аристократическим миром, начал посещать марксистские студенческие кружки, а затем активно общался с революционно настроенной интеллигенцией, принимал участие в социал-демократическом движении.

Критический этюд о Н.

Христианский экзистенциализм Н. А. Бердяева. Проблема свободы и судьбы России

Опыт эсхатологической метафизики Н. Бердяева Гранин Роман Сергеевич аспирант, кафедра Сектор истории антропологических учений, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук - . В статье разбираются метафизические, антропологические и экзистенциальные аспекты эсхатологии Н. Прослеживаются психологические предпосылки оформления экзистенциалистской проблематики в эсхатологическую метафизику мыслителя.

Показывается, что в ее рамках раскрываются фундаментальные темы экзистенциальной философии Бердяева:

Известный русский философ и публицист Н.А.Бердяев в книге «Судьба И Розанов из страха принял православие, но православие без Христа, Ложный национализм дает пищу для таких понятий о национальности.

Проблема свободы и судьбы России Николай Александрович Бердяев гг. Его интересы простирались во все стороны, однако в основе необычайно богатого и разностороннего творчества лежала проблема морали. Огромное литературное и философское дарование Бердяева, его религиозные искания — все это разносторонне отразилось в его творчестве. Бердяев в аристократической семье, получил блестящее образование. Отец Бердяева — гвардейский офицер, мать — урожденная княгиня Кудашева, бабушка по материнской линии, графиня де Шуазель, происходила из старинного французского рода.

Бердяев учился в Пажеском корпусе, но от военной карьеры отказался и поступил в Киевский университет. В году вступил в социал-демократическую партию и за нелегальную деятельность в году был сослан в Вологду. Постепенно занятия философией привели его к пересмотру философской стороны марксизма.

Николай БЕРДЯЕВ Царство духа и царство кесаря 1/3


Comments are closed.

Жизнь без страха не просто возможна, а полностью достижима! Узнай как можно стать бесстрашным, нажми здесь!